Итоги первой лаборатории из цикла «Молодые режиссеры детям». Бэби-театр и как с ним работать.
В нашей первой лаборатории взгляд режиссеров был обращен к самым маленьким зрителям. Согласно возрастной классификации аудитории, установленной законодательством РФ, такие спектакли маркируются 0+ (для зрителей от ноля лет).
Мы хотели понять, насколько интересен такой театр самим режиссерам: готовы и могут ли ставить спектакли для тех, кто только начал ходить, говорить, познавать мир и себя самих... Да и театр ли это вообще...
Количество и характер заявок, готовые эскизы участников и живой отклик маленьких зрителей внушили нам уверенность, что недавно вошедшее в моду направление «бэби театра» интересно всем участникам процесса: как режиссерам и актерам, так и детям и их родителям. Но работать в этом направлении, оказывается, не так-то просто.
Чтобы не быть голословными, расскажем подробнее о каждом участнике лаборатории, его работе и личных впечатлениях.
Анна Соколова, Санкт-Петербург
Эскиз спектакля «Олли. Ожившие фигуры»
По произведению Берни Боса (Нидерланды) «Слоненок ищет брата. История долгого путешествия» в переводе И. Боковой
Актеры: Елена Резниченко, Ян Новиков, Глеб Исаков
Режиссер о спектакле:
«Принцип режиссерского решения состоит в том, чтобы на глазах у ребенка мама или папа превратились в героев истории. Для этого я использую картонные шаблоны (тантамарески), в которые вписываются лица родителей. И мама или папа, которые так хорошо знакомы ребенку, на какое-то время превращаются в персонажа спектакля, «оживляя» картонные фигуры своим присутствием, а вокруг этого «ожившего» героя уже и выстраивается история.
…Таким образом создается спектакль-путешествие, в котором родители принимают самое живое участие».
О работе в лаборатории:
«Подводя итог лаборатории, не могу не сказать о том, что само участие в таком проекте подарило мне возможность увидеть многие вещи совсем с другой стороны. А также подтолкнуло меня к новым мыслям в направлении театра для самых маленьких.
Если говорить о том, удалось ли реализовать мою идею, стоит отметить, что в техническом и организационном плане было сделано все возможное и невозможное для воплощения моего эскиза - что, на мой взгляд, оказало неоценимую помощь! В художественном же плане - есть то, что хотелось бы в эскизе исправить, доделать, уточнить...
И конечно же, выход к реальному зрителю показал, что это может быть не только семейной историей...»
Лидия Хазова, Москва
Эскиз спектакля «Снежный бал»
Актеры: Посторонка Алина, Ицкова Алена
Режиссер о спектакле:
«Принцип работы на площадке заключается в выявлении возможностей фактуры, материала, с которым работают актеры и взаимодействуют дети. Поэтому наша задача найти воплощение художественных образов (снегопада, метели, искрящихся звезд и т. д.) при помощи различных фактур. И, взбудоражив фантазию в процессе репетиций, открыть для себя то, чего сейчас мы не знаем. Ведь замысел – это не жесткая конструкция, а основа-манок для создания спектакля».
О работе в лаборатории:
Целиком реализовать замысел не получилось, но мы и не ставили перед собой такой задачи, так как это был эскиз. Лаборатория дала возможность фантазировать, искать, пробовать и за счет этого я могу понять что и как нужно развивать, а от чего то, возможно, отказаться. Это на мой взгляд большой плюс в этапе работы над спектаклем в жанре baby - theatre, так как Россия только - только ступила на эту тропу в развитии театра для детей и именно методом проб и ошибок можно достичь успешного результата.
Так как в моей задумке огромную роль играет фактура, с которой взаимодействуют артисты и дети, вышло так, что мы (творческая группа) оказались зависимы от этого. У нас не оказалось подходящего реквизита, и мы были вынуждены отказаться от части первоначальных идей.
Порадовало то, что предполагаемая мною реакция детей на происходящее в эскизе, оказалась реальностью. Мне хочется чтобы спектакль был атмосферным, мягким, нежным, красивым, волшебным и чтобы детки шли домой с подарками, ощущением счастья и праздника. И даже после нашего "неуклюжего отрывка" ко мне подошла мама с ребенком и выразила слова благодарности. А это и есть сверхзадача всей моей работы в области театра для детей.
Моя идея спектакля готова к реализации. Более того, она рассчитана на коммерческий успех, так как это Новогодний спектакль, с использованием всех символов этого прекрасного праздника...
Мы благодарим всех режиссеров за сотрудничество и желаем им успешных воплощений их идей на театральной сцене.
А так же напоминаем, что продолжается прием заявок на участие в лабораториях 6 + и 12+.